6 февраля 2020 г.
Время чтения: 2 минуты

Главное о базах данных

Робот сканирует ящики с данными

Пожалуй, 99% современных сайтов не могут функционировать без использования баз данных. В двух словах, база данных — это структурированная совокупность информации. Отчасти она представляет собой аналог книги учёта, телефонного справочника или чего-то подобного, только в электронном формате.

Почему для упорядочивания информации на сайте используются базы данных? Без них большие порталы состояли бы из десятков или сотен тысяч отдельных HTML-страниц, на каждой из которых информацию приходилось бы изменять вручную. Базы данных помогают избавиться от такого титанического труда: c ними легко изменять и добавлять нужные сведения, а потом автоматически выводить запрашиваемые данные на страницах сайта.

Ограничений нет, в базе данных можно разместить любую информацию, которую может быть оформлена как минимум в виде списка. Например, данные пользователей (логины, пароли, имена, контактные данные), сведения о товарах (название, цена, характеристики) или данные о контенте на сайте (даты публикаций, заголовки, теги).

Существует несколько моделей организации информации в базах. Мы не будем останавливаться на каждой из них и далее будем рассматривать только самую популярную — реляционную. Визуально эта модель представляется в виде таблиц, состоящих из записей (строк) и полей (столбцов). Каждый столбец отвечает за свой отдельный параметр и допускает указание только одного типа данных, будь то текст, число или дата. А в строках по этим параметрам собирается информация о пользователях, публикациях, товарах или других объектах.

Пример таблицы с данными Пример таблицы с данными

Одна реляционная база данных может включать в себя несколько таблиц, связанных между собой. Благодаря этой связи можно одним запросом извлечь информацию сразу из нескольких таблиц или выполнить другие действия. Например, на сайте с погодой пользователю сначала предлагается выбрать нужный населённый пункт из таблицы с географическими точками. После этого на странице выводится прогноз погоды в выбранном населённом пункте, для чего используются уже другие таблицы с температурой воздуха, осадками и прочими сведениями по каждому месту.

Все подобные действия с базами производятся с помощью систем управления базами данных (сокращённо — СУБД). Так называется программное обеспечение, которое помогает сохранять и систематизировать информацию в базах, обрабатывать запросы пользователей к данным, обеспечивать безопасность данных, а также изменять их и удалять. В список самых используемых реляционных СУБД входят MySQL, PostgreSQL, SQLite, Oracle, DB2 и Microsoft Access.

Реляционные СУБД взаимодействуют с базами данных, используя специальный язык SQL, он же — Structured Query Language, что в переводе означает «язык структурированных запросов». Он используется уже более 30 лет и до сих пор остаётся номером один в работе с базами данных, несмотря на то что за это время было создано немало альтернативных языков.

Люди же, в свою очередь, управляют базами данных либо с помощью командной строки, используя SQL, либо через отдельные веб-приложения, которые помогают взаимодействовать с СУБД. К ним относятся, например, phpMyAdmin, SQL Buddy и Adminer. Интуитивно понятный интерфейс таких приложений позволяет легко и быстро работать с базами данных сайта даже новичку.

Подведём итог:
  • Базы данных обеспечивают комфортный просмотр контента сайта.

  • Чаще всего используются реляционные базы данных, которые оформляются в виде таблиц.

  • Как правило, данные вносятся и изменяются в реляционных базах с помощью языка SQL.

  • Взаимодействовать с базами помогают СУБД и специальные веб-приложения.

Планируете использовать для работы с базами данных MySQL и phpMyAdmin? Тогда советуем посмотреть вопросы и ответы о них в нашем разделе FAQ:

Как влюбить аудиторию в свой сайт с первого взгляда

5 онлайн-школ на домене .SCHOOL

Рекомендуем

Домен .SALE: как купить его за 790 ₽ и для каких сайтов использовать

Защита PHP-сайта: зачем подключать услугу «Антивирус для PHP-сайтов» на хостинге

© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта