15 сентября 2019 г.
Время чтения: 6 минут

В двух словах о доменах

Известно, что компьютеры связываются между собой при помощи языка чисел, используя IP-адреса, например, 81.177.135.100. Чтобы привести эти цифры в «человеческий» вид было придумано понятное буквенное воплощение, которое легко запомнить — домен.

Отчасти благодаря этому интернет и стал таким, каким мы знаем его сегодня. Ведь с появлением на свет иерархической системы доменных имен в 1983 году, а позже — идеи Всемирной паутины, мы получили возможность без труда перемещаться с одной страницы на другую в поисках интересующего нас фрагмента интернет-мозаики.

Что такое домен?

Формулировка понятия доменного имени, или попросту домена, следующая: уникальная последовательность букв или цифр, которую вводят пользователи при обращении к сайту. Сумма всех полей, разделяющихся точками, представляет собой полное доменное имя: начиная с крайнего правого домена верхнего уровня — доменной зоны, и далее — второго, третьего и т. д. уровня — имени ресурса.

На самом деле, существует еще и нулевой (корневой) домен (.), который в действительности не отображается. Его поддержкой занимается организация ICANN, в обязанности которой входит принятие решения о введении новых доменов верхнего уровня и продление срока действия существующих доменных имен.

DNS видит не домен jino.ru, а его IP-адрес

Доменами «заправляет» система DNS, разработанная в тех же судьбоносных 80-х. По своей базе доменов и соответствующих им IP-адресов DNS сверяет буквенную составную — имя домена (оно же название сайта) с числовой составной — IP-адресом сервера (компьютером, где сайт расположен). Мы вводим в строку браузера jino.ru, а взору DNS представлен 81.177.135.100. После обработки системы и установления соединения с сервером посетителя перенаправит на сайт. Больше деталей о работе системы доменных имен можно найти здесь.

Отдельный интерес представляют вышеупомянутые домены верхнего уровня, или доменные зоны. Они делятся на категории. Мы перечислим основные:

  • gTLD (общий домен верхнего уровня) — .com, .net, .org
  • ccTLD (национальный домен) — по странам (.ru, .fr, .kz) или группе стран (.asia, .eu)
  • тематические (.biz, .info, .pro, .mobi)
  • IDN — интернационализированные (.рф)

Мы остановимся на доменных зонах немного подробнее, поскольку эта часть, пожалуй, наиболее любопытная.

Какими были первые домены?

Удивитесь ли вы, узнав, что когда первые доменные зоны появились, регистрация домена была бесплатной? С этим во многом связан тот факт, что «исконные» зоны .com, .net, .org были изначально специально направленными и включали только небольшую сеть компьютеров в Северной Америке. А уже позже возможность стать владельцем домена появилась и для тех, кто мог себе это позволить — стоимость домена с прежних $100 к настоящему времени упала почти до $6.

Стоит отметить, что первых доменов верхнего уровня насчитывается всего шесть. И только три из них сохранили свое узкое назначение: .gov (для правительственных организаций США), .mil (для военных организаций США) и .edu (для образовательных заведений США, прошедших аккредитацию). А мы поговорим о тех, что перешли в стан открытых для каждого.

Тройка лидеров доменного рынка

.com — один из пионеров индустрии доменов. Появился в 1985 году и предназначался для адресов коммерческих организаций, но с развитием бизнеса в сети зона его применения не ограничивается какими-либо рамками. Домен .com был и остается самым популярным доменом — более 130 миллионов доменных имен в зоне! Это выбор не только англоязычных компаний, но и владельцев сайтов, ориентированных на международную аудиторию.

Следующей по количеству зарегистрированных доменов идет зона .net, поначалу нацеленная на организации, связанные с сетевыми технологиями. По последним данным насчитывает более 15 миллионов доменов, а сайты в зоне не ограничены тематически. Российским пользователям особенно приглянулась игра слов «net — нет», и по сей день в этой зоне приобретаются домены для сайтов с запоминающимся названием типа fishki.net.

Замыкает ряд «старичков» зона .org с числом доменов, отстающим на несколько миллионов от .net. Первоначальная цель — некоммерческие сайты социальных и культурных организаций. На данный момент домен расширил круг до самых разных сфер деятельности, но по-прежнему остается далеким от сайтов, подразумевающих продажи.

Трио .com, .net и .org существует уже длительное время, поэтому здесь наблюдается нехватка свободных доменов. Сейчас подходящие варианты доступны в родственной для .com зоне .biz, куда и «перекочевывают» обладатели, например, корпоративных сайтов. Кроме того, существует множество тематических зон, куда можно «пришвартовать» свой интернет-проект. Здесь можно разгуляться — .info, .mobi, .auto, .photo, .tv и т. д. Кстати, история последнего из представленных примеров способна удивить.

Вряд ли вы знаете о том, что сочетание tv, очевидно относящее современного человека к телевидению, в одноименном домене имеет иную природу. Мы уже упоминали о доменах, которые автоматически присваиваются странам (отсюда, к примеру, .es для Испании). Так вот, Тувалу — бедное островное государство где-то в Тихом Океане, постепенно уходящее под воду, владело доменом .tv. И как вы догадались, эти две буквы оказались удачными и даже обогатили государство Тувалу в 1998 году, когда компания Idealab предложила 50 миллионов долларов за использование такого благозвучного домена в течение 12 с половиной лет. Конечно, правительство согласилось, и .tv стал почти основным источником дохода государства — выиграли все. Вообще, практика использования созвучных доменов существует. Так, например, домен .im для острова Мэн успешно используется для домашних страниц мессенджеров, а .fm для Микронезии распространен среди сайтов радиостанций.

Продолжая тему доменных имен по странам, отметим, что и здесь существуют свои неизменные лидеры по количеству зарегистрированных доменов, например: домен .cn (для Китая) и .de (для Германии). Интересно то, что развитие доменного бизнеса привело к тому, что в некоторых зонах по странам есть специальный тип доменов второго уровня, на деле, являющихся поддоменами. В частности, такие доменные имена подразделяются на отраслевые и географические (региональные). Это легко проследить на примере домена .ru (spb.ru, net.ru и даже ru.com). По задумке эти домены популяризируют и расширяют «родную» зону, и иногда даже могут достаться бесплатно. Тем не менее такие домены окончательно прижиться в русскоязычном сегменте не смогли.

Отдельным рядом идут, появившиеся относительно недавно, имиджевые домены столиц: .nyc (Нью-Йорк), .london (Лондон), .paris (Париж), .moscow/.москва и т. д. Заметно выбивается из этого списка русскоязычный домен .москва. Собственно, пришло время раскрыть вопрос о кириллических (и не только) доменах.

Существуют ли домены не на латинице?

Основная идея интернационализированных доменов — сохранить языковую уникальность в ответ на латинизацию сети путем введения доменных имен с символами национальных алфавитов. ICANN не сразу, но поддалась революционному направлению, и теперь уделяет этому особое внимание и занимается обеспечением полноценного функционирования подобных доменов.

Так, сейчас существуют домены, поддерживающие символы кириллического, испанского, немецкого, китайского, арабского алфавитов, и потенциально это может быть домен с любыми другими символами. А домен .рф является одним из первых в мире IDN-доменов и первым русскоязычным доменом верхнего уровня.

Процесс перевода кириллического домена на понятный для DNS язык

Эти домены имеют свою особенность. Система DNS разработана таким образом, что доменное имя может состоять только из символов из таблицы ASCII, куда не входит кириллица. Для того чтобы обойти это ограничение, используется система Punycode. Это способ приведения интернационализированных доменных имен, содержащих в себе unicode-символы (таких, как .рф) к виду, которого требует система DNS.

Например, домен джино.рф в Punycode-представлении выглядит так: xn-d1aeguf.xn-p1ai. На уровне DNS IDN-домены воспринимаются именно в таком виде, а момент преобразования происходит вне пользовательских глаз. Но если вы введете для проверки домен в Punycode-представлении в адресную строку браузера, то вас автоматически перенесет на сайт, а в строке вы увидите привычный взгляду домен.

Тенденция на IDN-домены понемногу набирает обороты: особенно показательна в этом плане зона .рф, которая исчисляется уже 900 тысячами доменов. Дополнительно на практике развиваются и языковые домены верхнего уровня (.рус или .cat для каталонского). Знакомые буквы внушают доверие и близки посетителям, в том числе и в патриотическом ключе. Но надо сказать, что в отношении почтовых ящиков для доменов IDN вопрос остается пока неразрешенным, и об удобном и полновесном их использовании пока можно только мечтать.

Итоги:

  • Домены — это понятные человеку обозначения адресов в интернете.
  • Самые популярные доменные зоны - .com, .net и .org.
  • Сегодня домены могут быть написаны не только латиницей, но также кириллицей и символами других алфавитов.

Домен .LINK: залинковать можно всё, что угодно

Выводим сайт в зелёную зону PageSpeed Insights

Рекомендуем

Домен .SALE: как купить его за 790 ₽ и для каких сайтов использовать

Защита PHP-сайта: зачем подключать услугу «Антивирус для PHP-сайтов» на хостинге

© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта