20 июля 2023 г.
Время чтения: 3 минуты

Самозанятые теперь вправе регистрировать свои товарные знаки: зачем это нужно?

В конце июня вступил в силу Федеральный закон № 193-ФЗ. Он предоставил самозанятым право регистрировать свои товарные знаки в Роспатенте.

Нужно ли это гражданам?

Оформление собственного бренда необходимо, если человек ведет активный бизнес и хочет либо сделать свою продукцию более узнаваемой, либо юридически защититься от «патентных троллей». Последние, кстати, не дремлют: они «перехватывают» успешные практики, переводя на себя потенциальных приобретателей через, например, регистрацию сходных до степени смешения доменных имен, а с инициатора коммерческого дела даже могут попытаться взыскать компенсацию за якобы причиненный им ущерб. Отбиться от подобного нападения сложно и дорого.

А пример можно?

Да. Добросовестный предприниматель зарегистрировал на себя доменное имя в начале 2000-х. Через несколько лет ушлый «тролль», дождавшись успешной раскрутки проекта, оформил товарный знак, сходный с URL бизнесмена, в главном патентном ведомстве, а потом потребовал запретить использование якобы незаконного названия портала. Первые инстанции в подобном иске отказали. Кассационный суд, подтверждая позицию арбитражников, указал на то, что если администратор доменного имени занимался реальной предпринимательской деятельностью, то инициатор процесса не смог доказать факт ведения бизнес-действий по этому же направлению. В результате домен остался у правообладателя (Постановление Суда по интеллектуальным правам РФ от 04.02.2015 по делу № А40–58425/2014).

И что же делать, чтобы не отбиваться от хитрых и предприимчивых конкурентов в судах?

Вот что необходимо сделать:

  1. Проверьте предполагаемый для регистрации домен: не дублирует ли он кого-нибудь из конкурентов?
  2. Пробейте придуманное наименование по базе данных товарных знаков. Если оно имеет совпадения, то проще придумать новое обозначение, снова проверить его в базах данных доменных имен и товарных знаков. Если в этот раз все в порядке, то соберите документы для регистрации, определив сферу, в которой планируете работать. Если же вам важно сохранить первоначальное наименование, то обратитесь к владельцу нужного доменного имени и товарного знака и предложите их выкупить. Или же в крайнем случае — попробуйте заключить лицензионный договор на право использования. В противном случае вас может ждать иск.
  3. Направьте материалы в Роспатент.
  4. Дождитесь результатов формальной экспертизы и экспертизы по существу.
  5. Получите документы, подтверждающие ваше право на товарный знак.

Более подробную инструкцию по регистрации можно посмотреть здесь.

Учитывайте, что процедура юридического оформления бренда недешевая — она стоит от 20 до 50 тысяч рублей. Если регистрировать товарный знак через наших партнеров — компанию «Онлайн патент» — по ссылке, то можно снизить стоимость затрат на 1000 рублей.

Кроме того, обращаясь к специалистам «Онлайн патента» за помощью, вы застрахуете себя от возможных неожиданностей, так как в Роспатенте оформляются не все предлагаемые для регистрации бренды, часть обозначений отклоняются по тем или иным причинам. Затраты, что вполне очевидно, не возвращаются.

Когда вы получите документы, подтверждающие юридическое оформление товарного знака, можете сразу регистрировать свой домен и параллельно разрабатывать дизайн сайта.

Как правильно подобрать наименование своему бизнесу?

Помните о нескольких правилах брендинга:

Первое — придуманное название должно быть уникальным, звучным, лаконичным и соответствовать стилистике потенциальной сферы деятельности. При конструировании обозначения важно применять психолингвистические приемы, обращая особое внимание на используемую лексику и эмоциональный фон.

Второе — нельзя допускать подтексты, могущие оскорбить кого-либо.

Придумали хорошее название?

А теперь еще несколько требований:

  • Не рассказывайте никому о планируемых к запуску продуктах. Сначала — юридическое действие, затем — публичное оглашение результатов;
  • Чтобы не было перехватов, регистрируйте сразу несколько доменных имен;
  • Срок регистрации домена ограничен (надо следить за этим, а то желанный адрес могут попросту отжать конкуренты);
  • Время юридической защиты товарного знака тоже имеет пределы — 10 лет с даты подачи заявки на госрегистрацию. Важно правильно учитывать этот период, чтобы не потерять права на приобретенный с таким трудом бренд.

Представим ситуацию: в сети обнаружился дубликат вашего уникального ресурса. Что делать?

Здесь есть два варианта.

Первый. Если недобросовестные конкуренты используют домен, который внешне похож на ваш, то в этой ситуации можно добиться аннулирования ресурса.

Для этого необходимо сначала направить претензию нарушителям, затем — написать письмо в Федеральную антимонопольную службу. Не забудьте еще составить и отправить иск в суд.

Второй. Если кто-то клонировал внешний вид вашего ресурса, то можно обратиться к хостинг-провайдеру и заблокировать сайт-копию. Если провайдер не отреагировал на жалобу, то опять же пишите заявление в суд.

Учитывайте, что незаконное использование товарного знака злоумышленниками в любом случае предусматривает возможность взыскания с правонарушителей компенсации. Ее максимальный размер составляет 5 млн рублей.

Австрийская доменная зона .AT для российских проектов

Домен .INSTITUTE: институты бывают разные

Рекомендуем

Домен .SALE: как купить его за 790 ₽ и для каких сайтов использовать

Защита PHP-сайта: зачем подключать услугу «Антивирус для PHP-сайтов» на хостинге

© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта